Межличностные отношения стран

МОРОЗОВА межличностные ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - старший воспитатель ГОУ детского сада N 880 г.Москвы (детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направление художественно-эстетического развития воспитанников)

Работа с кадрами:

Предварительная работа

При подготовке к практикуму проанализируйте микроклимат в группе:

1. Обстановка в группе:

•  какова атмосфера в моей группе?

•  что я оцениваю как положительные моменты?

•  что я оцениваю как отрицательные моменты?

2. Взаимоотношения между детьми и воспитателем:

•  с кем из детей у меня хороший контакт?

•  чем я это объясняю?

•  с кем из детей у меня не очень хороший контакт?

•  чем я это объясняю?

3. Взаимоотношения между детьми:

•  у каких детей хорошие отношения?

•  чем это вызвано?

•  какие дети часто ссорятся?

•  чем это вызвано?

•  каких детей часто обижают?

•  как это объяснить?

Изучение взаимоотношений детей в старшей, подготовительной группах проводится по диагностической карте Г.А. Урунтаевой "Практикум по дошкольной психологии": коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений, индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.

 

Теоретическая часть практикума

Вопросы для воспитателей

•  Что такое межличностные отношения?

•  Что такое общение?

Выступление методиста

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.

В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин "лидер". Поэтому мы будем говорить о таких типах: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.

Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое межличностные отношения стран реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.

Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

 

Несколько примеров таких методик.

"Два дома". Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой - маленький, черный и невзрачный. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. "Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом".

"Капитан корабля". "Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь ссобой в плавание, оставишь на берегу?"

"Три открытки". "Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?"

"Выбор партнеров для общения". "С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать)?"

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.  

Оценка неблагополучия ребенка в группе

Фамилия, имя ребенка ______________________.

Возраст ______. Дата проведения наблюдения __.

 

N

Действия ребенка

О

Ч

И

Р

Н

1

Играет в одиночестве

 

 

 

 

 

2

Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

 

 

 

 

 

3

Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

 

 

 

 

 

4

Играет с одним и тем же ребенком

 

 

 

 

 

5

Не отходит от воспитателя, избегает других детей

 

 

 

 

 

6

Вступает в конфликт с детьми

 

 

 

 

 

7

Ссорится, обижает детей

 

 

 

 

 

8

Плачет

 

 

 

 

 

9

Жалуется воспитателю

 

 

 

 

 

10

Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр)

 

 

 

 

 

Примечание: О - очень часто, Ч - часто, И - иногда, Р - редко, Н - никогда.

Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.

Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

"Добрые волшебники". Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

"Волшебные очки". Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

"Комплименты". Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за что-нибудь, желают что-нибудь хорошее.

"Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.

"Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.


Источник: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod11-25.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Межличностные отношения в групповом процессе Аппарат для маникюра какой должен быть

Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран Межличностные отношения стран